Нельзя однажды «завести» бизнес-механизм и ждать, что он будет работать как часы годами, не нуждаясь в дополнительных настройках. Компания должна стать гибкой, автономной и устойчивой к изменениям окружающих экономических, политических и прочих бизнес-процессов.
В современном VUCA-мире (Volatility — нестабильность, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность) лучше сравнивать компанию с живым организмом: все системы взаимодействуют, «тело» приспосабливается к внешней среде. Если провести аналогию, то культуру компании можно рассмотреть как ее «гены», организационную структуру стоит представить «позвоночником», бизнес-процессы и людей — ее «кровью». Организационный дизайн и комплексный анализ помогают собрать отдельные элементы в единый «организм» — операционную систему, функционирующую согласованно и нацеленную на выполнение стратегии и миссии компании.
Целостный анализ бизнеса состоит из нескольких составляющих:
- Стратегия, миссия, цели компании;
- Организационная структура;
- Бизнес-процессы;
- Команда;
- Показатели эффективности;
- Коммуникация;
- Культура.
Стратегия и миссия
Это исходная точка организационного дизайна компании, главное, чтобы он был построен не хаотично и не противоречил стратегии и миссии. Для развития и масштабирования бизнеса необходимо строить систему осознанно: подумать о структуре, процессах, коммуникациях. Ведь множество организаций с отличными продуктами и услугами распались только потому, что их ростом никто не управлял системно.